22 декабря 2015      92      0

Воспитание в народной педагогике

Дети – дар Божий, единственное наше настоящее богатство, которое нельзя растратить или потерять.

И так хочется дать им самое лучшее, взрастить их на прочном корне, передать им мудрость своего рода, своих предков. Но трудно отдать то, чего у тебя нет…

И мечемся мы среди лавины информации, которой забрасывают нас заморские психологи, стремясь научить нас правильно воспитывать наших детей.

Сложно представить себе крестьянского ребенка, которого с 12.00 до 13.00 занимают развивающими играми, потом он идет на хореографию, а потом на айкидо или рукоделие.

Ребенок просто существовал в жизненном пространстве взрослых и тот человек, который присматривал за ним — мать, или бабушка, или няня (чаще всего это старшая сестра) — показывали и объясняли уме как нужно делать.народная педагогика

Ткет мать полотно, а девочка сидит рядом, глядит, запоминает, ниточки мотает (вот вам и моторика). Лет в 6 ее уже первый раз за станок могут посадить. Или дать в руки веретено и прялку — играй.

Или мальчишку берет с собой отец в лес — и про деревья расскажет, и про растения, и про травы лечебные, что можно есть, что нельзя, как дерево срубить, как кору снять. Сначала смотрит малыш, потом повторяет. Или если говорить про народную географию и пение. Каждый мог и петь, и плясать.

Потому что с малых лет — взрослые гуляют на празднике, а дети смотрят,запоминают.

дошкольная педагогика

Лет в 8 уже на детскую вечерку идут (такие вечерки устраивали родители по-очереди), а в 10-12 уже того, кто пошустрее в молодежный хоровод могли взять. Наблюдение, подражание и игра — вот три приема, которые позволяли освоить ребенку основные правила жизни.

Игра – закладывает основы характера человека, формирует речь, мышление. Это способ воспитания отношения к жизни, которое помогает выжить, сохранит себя как личность.

Когда ребенок рождался и его принимали в семью, в род — он сразу становился неотъемлемой и необходимой частью сильного коллектива. Семья для него – это весь мир, МЫ.

Ощущение мира О-КРЕСТ – родители (над которыми Бог-Творец) НАД,

глубина во времени – дедушки и бабушки (ПОД),

ширина – братья и сестры (ВЛЕВО И ВПРАВО),

в центре – дитя.

Народное слово, распетое, окрашенное интонацией обволакивает и дает ощущение покоя. Если мы послушаем старинные колыбельная — мелодия в них идет как волна — поднимается вверх и падает вниз. Так читают-пропевают молитву или псалом.

Каждое слово, каждый образ несет в себе ценности, которые передаются от одного поколения к другому. Вся картина мира встает перед маленьким ребенком в песнях, в потешках, в сказках — вот она народная перинатальная педагогика.

Когда ребенок подрастает основная форма его взаимодействия с миром это игра. И здесь мы снова видим как в детских играх идет глубокое познание и изучение мира. К примеру, в игре всегда есть ведущий и ведомый — так ребенок осознает, что во всем существует иерархия, а иерархия – это основа послушания.

воспитание в народной педагогике

Подвижные игры нацелены на то, чтобы подготовить ребенка стать членом коллектива. В основе всего лежит трудовая деятельность, основа жизни в семье – труд. С младенчества ребенку показывали и объясняли, что значимость в семье зависит от того, насколько ты можешь трудиться. И дитя понимало, что и его значимость зависит от того посильного труда, который он может принести своей семье. Труд – не обязанность, а праздник.

Сейчас, к сожалению, немного больших семей. А ведь огромную роль в воспитании детей всегда играли старшие и младшие братья и сестры. Именно они обучали малышей через передачу игрового опыта, речевых, бытовых, трудовых навыков, семейных отношений о-крест.
В игре всегда определенные правила, которым ты должен подчинятся, распределение ролей. Все участники игры должны поочередно побывать как в главной, так и во второстепенной ролях.

Ребенку, настроенному на свою исключительность, непросто принять правила подчинения. Современная проблема – неподготовленность детей к коллективной ролевой деятельности, установка на победу любой ценой, упование на удачу, а не на труд.

В традиционной игре тоже есть жеребьѐвка. Но в командной игре роли постоянном меняются — ты должен уметь водить (руководить), но ты должен уметь и подчиняться, знаешь каково быть подчиненным — знаешь как правильно водить. Сейчас, к сожалению, мы часто сталкиваемся с проблемой того, что детей настраивают на то, что не упорный труд, а удача открывает тебе дорогу в жизнь.

Ценность труда чрезвычайно низка. Балльно-рейтинговая система оценки, которая так активно вводиться сейчас в школах — это соревнование на удачу. Отсюда как часто мы встречаемся со стрессовыми ситуациями в жизни ребенка — «я проиграл, у меня не получится, Ваня все равно всегда первый» и т. п. И возникает или желание «идти по головам» или состояние загнанности и развитие многочисленных комплексов.

И тем важны и ценны игровые навыки — они развивают гармоничное, спокойное отношение к жизни, к трудностям, к труду. Помимо этого они развивают речь, память, внимание,решают логопедические проблемы, обучают навыкам общения, устного счета, грамоте, развивают образное и логическое мышление, слух, ритм, музыкальность, умение говорить.

ИГРЫ:

1. Малыши

Хозяин дома

Стенка, стенка, потолок,

Два окошка, дверь, звонок

«Хозяин дома?», — «Дома»,

«Гармонь готова» — «Готова»,

«Можно поиграть?»- «Можно!»

 

Котик ниточки мотает

Котик ниточки мотает

На клубочек навивает

 

Брат большак

Здравствуй, старший брат большак!

Здравствуйте, братишки!

Здравствуй, брат Указка!

Здравствуй, брат Середняк!

Здравствуй, Безъимяшка!

Здравствуй, малыш Тимошка!

 

Мальчик – Пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,с этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел, с этим братцем песни пел,

Песни пел да плясал, родных братцев потешал.

 

Здрасьте-здрасьте

Мама-мама, что-что-что,

Гости едут – Ну и что,

Здрасте-здрасте, м-м-м

Наколенные игры:

 

Пан-пан

Ехал пан-пан-пан на коне-то сам-сам

А за ним то гоп-гоп, а с коня-то – хлоп!

 

По кочкам,

Хорошая дорога-славно мы едем

-вот стало что-то хуже

— качает-шатает-шатает-валяет

— вдруг въехали на мостик- на мостике-под мостиком

– бултых и провалились!

 

Ехали гусары

Ехали гусары, гусары, гусары,

Ехали уланы, уланы,уланы, уланы,

Ехали казаки, казаки, казаки,

По гладенькой дорожке, по кочкам, по ухабам, по мостику-бух!

 

Встал медведь на колоду

Встал медведь на колоду – бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок, уж он кис, кис, кис,

Вымок, выкис, вылез, высох

Встал на колоду – бултых в воду!

 

Едем дальше видим мост

На мосту ворона сохнет.

Хвать за хвост, шасть под мост

– пусть она помокнет.

 

Заинька (Игра с прыжками):

Ай, заинька, ай, серенький, хвостик беленький,

он на столик вскочил, кусок сахару схватил,

там река глыбока, как на речке на рыбалке

едет миленький на палке

штаны рваные худые ножки тонкие кривые

 

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

мастер класс в подарок
выкройка куколки
Свежие записи
Мастер класс по пошиву сумки домика скачать бесплатно

Комментарии
Понравилось,поделитесь!







Рубрики









© 2018 Блог Елены Кошелевой Куклы · Копирование материалов сайта без разрешения запрещено.Оставляя свои контактные данные вы соглашаетесь с нашей Офертой